логотип Консультант Плюс Крым
Компания "КонсультантПлюс Крым" » Правовая поддержка » Новости законодательства » Госзакупки в срок. Что было, и что стало

Госзакупки в срок. Что было, и что стало

 ЗАКУПКИ В СРОКИ

 

Государственные закупки последнее десятилетие подвержены детальной регламентации со стороны законодателя. Начиная с 2006 года государственные и муниципальные заказчики подчиняются жестким правилам, устанавливающим не только требования к формируемым документам, порядку выбора способа закупки, принципам выявления победителей в конкурентных закупках, но и четкие сроки принятия решений, совершения действий, направленных на приобретение товаров, работ, услуг.

С принятием Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе" (далее - Закон N 44-ФЗ) установилось четкое разделение закупочного процесса на три стадии:

- планирование закупок,

- определение поставщика (подрядчика, исполнителя),

- исполнение контракта.

 

Установленные сроки закупок

 

В настоящий момент с помощью как Закона N 44-ФЗ, так и подзаконных нормативных актов весьма четко зафиксированы сроки каждой стадии закупочного процесса и каждого этапа в планировании, проведении закупки и исполнении контракта, включая представление отчетности. Жесткая регламентация сроков закреплена не только в части принятия решений заказчиком (утвердить документацию о закупке, внести изменения в документацию о закупке), но и в отношении работы заказчика в единой информационной системе (ЕИС): разместить документацию о закупке, изменения в документацию.

Этапы планирования закупок несложны, а сроки для их проведения установлены нормативно:

утверждение планов закупок и планов-графиков закупок - в течение 10 рабочих дней с момента доведения утвержденных лимитов бюджетных обязательств для государственных и муниципальных заказчиков, 10 рабочих дней с момента утверждения плана (программы) финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, унитарного предприятия;

размещение утвержденных планов закупок и планов-графиков закупок - в течение трех рабочих дней с момента утверждения соответствующих планов и планов-графиков;

внесение изменений в план закупок и план-график закупок - по каждому объекту закупки не позднее чем за 10 дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки;

размещение внесенных изменений планов закупок и планов-графиков закупок - в течение трех рабочих дней с момента внесения изменений.

Закупочная процедура разделяется на три этапа: сбор предложений, выявление победителя, заключение контракта. Продолжительность каждого этапа зависит от выбранного заказчиком способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), на который влияет в большинстве случаев вид объекта закупки.

Сроки сбора предложений от участников конкурентной закупки:

- конкурс открытый одноэтапный - не менее 20 дней;

- электронный аукцион - не менее 7 дней (при начальной цене контракта не более 3 млн руб.), не менее 15 дней (при начальной цене контракта более 3 млн руб.);

- запрос котировок - не менее 7 рабочих дней (в отдельных случаях - не менее 4 рабочих дней);

- запрос предложений - не менее 5 дней.

Сроки выявления победителя (с момента окончания сбора предложений):

- конкурс открытый одноэтапный - не более 20 дней;

- электронный аукцион - не более 15 дней;

- запрос котировок - 1 рабочий день;

- запрос предложений - 1 рабочий день переторжка, срок оценки окончательных предложений устанавливает заказчик.

Сроки заключения контракта (с момента размещения итогового протокола):

- конкурс открытый одноэтапный - не менее 10, но не более 20 дней;

- электронный аукцион - не менее 10, но не более 13 дней;

- запрос котировок - не менее 7, но не более 20 дней;

- запрос предложений - не менее 7, но не более 20 дней.

Названные сроки являются общими без учета приостановления определения поставщика, например, в связи с подачей жалобы, без учета формирования протокола разногласий при подписании контракта, без продления срока приема заявок, внесения изменения в извещение и т.д.

Период исполнения контракта не имеет законодательных ограничений, заказчик самостоятельно на этапе подготовки к закупке определяет, какой временной промежуток потребуется для поставки конкретного товара или выполнения определенного вида и объема работ. Установлены сроки взаимодействия с ЕИС:

- срок внесения сведений в реестр контрактов о заключении, изменении, расторжении, исполнении контракта - не более трех рабочих дней с момента наступления соответствующего события;

- срок размещения отчета об исполнении контракта - не более 7 рабочих дней с момента исполнения или расторжения контракта.

В отношении осуществления закупок (определения поставщика и заключения контракта) сроки проведения процедур установлены достаточно давно и корректируются законодателем нечасто. А вопросы планирования, исполнения контрактных обязательств и формирования отчетности, свидетельствующей о соответствии намеченных планов и достигнутых результатов, регламентируются с каждым годом все детальнее. Вступают в силу ранее установленные законодательные нормы, появляются подзаконные нормативные акты, уточняющие правила поведения должностных лиц заказчиков в закупочном процессе.

 

Планирование: новеллы и реалии

 

Многие изменения нормативной базы в отношении подробного среднесрочного и краткосрочного планирования закупочной деятельности были приурочены к дате вступления в силу - к 1 января 2017 года.

Именно с этого дня действует запрет осуществления заказчиками закупок, не включенных в план-график закупок (ч. 11 ст. 21 Закона N 44-ФЗ). Осуществление закупки в случае, если информация о такой закупке не включена в план-график, образует состав административного правонарушения (ч. 1.6 ст. 7.30 КоАП РФ).

С появлением данного правила сроки формирования и размещения планов и планов-графиков не изменились, но появилась ответственность за несоблюдение нормы, поэтому при заключении соглашений, направлении извещений о закупке необходимо более тщательно следить за наличием информации об этом контракте, о конкурентной закупке в размещенных в ЕИС документах планирования. Соответственно, более строгой стала и норма об обязательности внесения изменений в планы и планы-графики (при возникновении новой или изменении текущей потребности в продукции) с соблюдением 10-дневного минимального срока с момента размещения новой (измененной) информации до объявления конкурентной закупки или заключения контракта с единственным поставщиком.

Также с 1 января 2017 года действуют требования осуществления финансового контроля (информации об объеме финансового обеспечения закупки, утвержденном и доведенном до заказчика в установленном порядке; информации об идентификационном коде закупки), предусмотренные ч. 5 ст. 99 Закона N 44-ФЗ и Правилами осуществления контроля, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 N 1367 (далее - Постановление N 1367). Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы государственных внебюджетных фондов при направлении заказчиком для размещения в ЕИС (в том числе посредством информационного взаимодействия ЕИС с государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами "Электронный бюджет") осуществляют контроль, в частности:

- над непревышением информации об объеме финансирования, указанной в планах закупок, над информацией о лимитах бюджетных обязательств, размере субсидий;

- соответствием информации о финансовом обеспечении каждой закупки (начальная цена контракта, цена контракта с единственным поставщиком), включенной в план-график, информации, отраженной в плане закупок.

Если предоставляемая заказчиком информация соответствует установленным требованиям, то в течение одного рабочего дня с момента направления ее на контроль планы и планы-графики размещаются в ЕИС. Происходит это автоматически, без каких-либо дополнительных действий со стороны должностных лиц заказчика.

Если обнаружится несоответствие информации в представленном органу контроля плане или плане-графике, заказчику направляется протокол с указанием выявленных нарушений, а документы, соответственно, в ЕИС не размещаются. В Постановлении N 1367 специально не оговорен срок принятия данного варианта решения контрольным органом и направления протокола. Представляется логичным, что решение, так же как и при положительном варианте, принимается в течение одного рабочего дня. План и план-график не подлежат размещению в ЕИС до устранения выявленного нарушения и прохождения повторного контроля. Другими словами, итоговый срок "задержки" размещения документов планирования будет зависеть от заказчика - Постановлением N 1367 не ограничен период раздумий заказчика и срок устранения нарушений.

Однако направление органом контроля протокола с указанием нарушений не продлевает основной срок утверждения планов и планов-графиков - 10 рабочих дней с момента:

- доведения утвержденных лимитов для государственных и муниципальных заказчиков;

- утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, унитарного предприятия.

Также не продлевается и общий срок размещения планов и планов-графиков - три рабочих дня с момента утверждения документов.

Реализация функции предварительного финансового контроля не должна серьезно влиять на сроки размещения заказчиком документов планирования - данная опция занимает от одного до трех рабочих дней (при условии, что заказчик в течение рабочего дня будет иметь возможность исправить нарушения, допущенные при планировании закупок).

На практике, к сожалению, все сложилось иначе, и речь шла даже не о нарушении сроков проверки сведений со стороны каких-либо финансовых органов контроля, а о том, что информационная система технически не была готова к исполнению функции финансового контроля. Попытка введения казначейского контроля над бюджетными расходами вызвала проблемы в работе ЕИС, связанные с перегруженностью сервиса взаимодействия ЕИС с внешними системами, сбоями при размещении в ней планов закупок и планов-графиков заказчиков - в 46% случаев документы "застревали" между системами: из внешней системы отправлены, а в ЕИС не поступили.

Но пострадали не только документы планирования, из-за технических недоработок снизилась возможность размещать любые документы: количество объявленных в январе текущего года закупок сократилось в сравнении с аналогичными показателями предыдущих лет в среднем в семь раз.

По статистике ЕИС, в конце января 2017 года число извещений о закупках в Москве и области упало в девять раз, а объем сократился более чем в три раза. В Санкт-Петербурге объем размещенных извещений о закупках снизился примерно в 20 раз.

Проблема оказалась настолько серьезной, что обсуждение ее велось на совещаниях у Президента и в Правительстве РФ. В качестве способов решения проблемы представители общественных организаций предлагали:

- установить иные сроки вступления в силу положений законодательства с учетом времени на техническую доработку ЕИС;

- позволить заказчикам регионального и муниципального уровня при возникновении сбоев в работе ЕИС размещать информацию о закупках на информационных ресурсах субъектов РФ и муниципальных образований;

- ограничить привлечение к ответственности заказчиков в период ненадлежащей работы ЕИС (КоАП РФ предусматривает за нарушение сроков публикации в ЕИС информации и документов о закупках штрафные санкции от 3 тыс. до 500 тыс. руб.).

Помимо формирования и размещения самих документов планирования в обновленной форме и содержании также с 1 января 2017 года в ЕИС необходимо размещать и информацию о реализации планов закупок и планов-графиков в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 4 Закона N 44-ФЗ. В соответствии с Положением о подготовке и размещении в ЕИС отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1093, в отчете об исполнении контракта заказчик должен заполнить графу "Причина отклонения или неисполнения (в том числе причины отклонения от плана-графика)". Заполнению она подлежит только в случае, если в ходе исполнения контракта изменится информация, указанная в плане-графике.

В обязательном порядке в таком случае указывается и причина несоответствия фактического значения показателя и значения показателя, предусмотренного контрактом. В соответствии с установленной формой информация о несоответствии фактического исполнения плану-графику может коснуться таких показателей, как:

- дата окончания исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта);

- цена контракта (отдельного этапа исполнения контракта);

- количество (объем) продукции, приобретаемой по контракту (по отдельному этапу исполнения контракта);

- авансовый платеж (если контрактом предусмотрена выплата аванса) по размеру и сроку перечисления.

Какие-либо регламентированные нормативными актами сроки в связи с введением данного правила не изменяются; подготовка и размещение отчета об исполнении контракта осуществляются в течение 7 рабочих дней с момента оплаты заказчиком обязательств и подписания документов о приемке продукции. Вместе с тем должностные лица заказчиков будут тратить фактически больше времени на формирование отчета, поскольку необходимо будет не только сопоставлять результат исполнения контракта с условиями самого соглашения, но и "поднимать" соответствующий план-график для сравнения результатов контракта с информацией в документах планирования.

Обратите внимание! 25 января 2017 года Постановлением Правительства РФ N 73 внесены изменения в сферу планирования закупок, которые действуют, за некоторым исключением, уже с 31 января 2017 года. Изменения коснулись содержательной части документов планирования:

- откорректированы формы планов закупок и планов-графиков для всех заказчиков - федерального, регионального и муниципального уровней;

- указано, что информация о закупках, которые планируется осуществлять в соответствии, например, с п. 45 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, фиксируется в плане закупок и плане-графике одной строкой, не заполняются графы о целях осуществления закупок, а в качестве наименования объекта закупки указывается положение Закона N 44-ФЗ, являющееся основанием для осуществления закупок;

- установлено, что если приобретаемая продукция по одной закупке имеет различные единицы измерения, информация о единицах измерения и количестве (объеме) в план-график не включается;

- определено, что вместо итогового объема финансового обеспечения указывается сумма планируемых платежей в текущем финансовом году и последующие годы (в отношении контрактов, обеспечение которых планируется за пределами текущего финансового года), детализированная на суммы по годам планируемых платежей.

Указанные коррективы, конечно, не повлияют на формальные сроки размещения планов и планов-графиков, а вот изменение в отношении унитарных предприятий потребует дополнительного ресурса времени для приведения документов планирования в соответствие установленной норме: с 1 января 2018 года государственные и муниципальные унитарные предприятия будут иметь согласования планов закупок и планов-графиков с государственными и муниципальными органами, осуществляющими полномочия собственника имущества таких предприятий.

Обратите внимание! Постановлением Правительства РФ от 25.01.2017 N 73 внесены изменения в четыре базовых документа, которые определяют порядок формирования, утверждения и ведения плана закупок и плана-графика, а именно изменения в следующие Постановления Правительства РФ: от 21.11.2013 N 1043, от 05.06.2015 N 552553 и 554.

 

Определение поставщика (подрядчика, исполнителя)

 

Глобальных изменений в процедурах конкурентного отбора потенциальных контрагентов, поставляющих товар, выполняющих работы и оказывающих услуги, федеральный законодатель не предусмотрел. Но нельзя забывать и о подзаконных нормативных актах. Например, государственным заказчикам федерального уровня необходимо обратить внимание на изменения в Приказ Минфина России от 30.12.2015 N 221н "О порядке учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета", внесенные Приказом ведомства от 29.07.2016 N 127н и действующие с 1 января 2017 года.

Согласно действующей редакции названного Порядка N 221н постановка на учет бюджетного обязательства осуществляется в соответствии со сведениями о нем, сформированными на основании установленных документов, являющихся основанием для возникновения бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета. В частности, одним из документов-оснований их возникновения является извещение об осуществлении закупки.

Правило заключается в следующем: сведения о бюджетных обязательствах, вытекающих из извещения об осуществлении закупки, должны быть сформированы бюджетополучателем не позднее трех рабочих дней до дня направления на размещение в ЕИС извещения об осуществлении закупки. Обязательным для применения является и правило идентичности: размещенная в сведениях о бюджетном обязательстве информация должна соответствовать аналогичной информации, содержащейся в извещении о закупке. Это означает, что федеральный государственный заказчик должен не позднее чем за три рабочих дня до дня размещения извещения о закупке в ЕИС уведомить органы казначейства о планируемом действии по определению поставщика (исполнителя/подрядчика). На первый взгляд это не продлевает сроки закупочного процесса, но, если забыть о таком предварительном действии, придется перенести размещение извещения о закупке минимум на три рабочих дня, что может повлечь потребность внесения изменений в план закупок и план-график в отношении сроков закупочного процесса, что "отодвинет" закупку еще на 10 дней.

Существенной корректировкой является норма об обязанности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления с 2017 года принять решение о степени централизации закупочных процессов (ч. 5 ст. 26 Закона N 44-ФЗ): необходимо определить для самих властных структур и их подведомственных учреждений форму осуществления ведомственной централизации закупок или ее отсутствие. До 2017 года принятие такого решения было правом, а не обязанностью указанных органов.

В части изменения сроков закупочного процесса для каждого конкретного заказчика важна не степень ведомственной централизации, а то, насколько это решение изменяет установленный ранее порядок взаимодействия с вышестоящим распорядителем по вопросам закупок.

Например, если по линии ведомства действовал децентрализованный порядок закупок (каждое учреждение - самостоятельный заказчик) и сейчас отсутствие централизации закреплено решением ведомства - никаких революционных переворотов в части организации закупок, в том числе по срокам решений и действий, не будет. Если же ведомство приняло решение, например, в отношении казенных и бюджетных учреждений о частичной централизации, определение поставщика от размещения извещения и до выявления победителя осуществляется в централизованном порядке - нужно теперь учитывать дополнительный ресурс времени на процесс взаимодействия. В большинстве случаев это означает более низкий уровень оперативности в принятии решений:

- если извещение подлежит размещению в определенную дату, организатору закупок нужно направить его не позднее чем за две недели до фактического размещения;

- если в соответствии со ст. 36 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе отменить проведение конкурса или аукциона не позднее чем за пять дней до окончания срока приема заявок, организатору закупок необходимо сообщить о принятом решении с указанием причин его принятия не позднее чем за семь дней до окончания срока приема заявок.

Таким образом, именно при перестроении закупочной системы в деятельности заказчика изменятся сроки принятия решений и совершения действий. Если же сформированный опыт (как централизации, так и децентрализации) считается оптимальным и закрепляется в решении властной структуры - никаких нововведений, в том числе по срокам процесса определения поставщика, у заказчика не будет.

 

Исполнение контракта

 

Положения о порядке и сроках исполнения заключенных в рамках Закона N 44-ФЗ соглашений не изменились - ни Гражданский кодекс РФ, ни сам Закон N 44-ФЗ не модифицировали эти правила. Изменения были внесены Постановлением Правительства РФ от 01.12.2016 N 1285, и коснулись они Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084:

- в реестр контрактов подлежит включению информация о цене контракта с указанием размера аванса, наименовании страны происхождения или информация о производителе товара в отношении исполненного контракта, копия документа о согласовании контрольным органом заключения контракта с единственным поставщиком, в случае когда такое согласование требуется (с 1 января 2017 года);

- в реестр контрактов подлежит включению информация об идентификационном коде закупки (с 1 января 2017 года);

- Минэкономразвития России вправе утверждать перечень товаров, при закупке которых в реестр контрактов подлежит включению информация о потребительских свойствах такого товара, в том числе характеристиках качества и иных характеристиках объектов закупки (с 1 января 2017 года);

- в реестр контрактов подлежит включению информация о наименовании лекарственного средства, номере регистрационного удостоверения лекарственного препарата, наименовании держателя или владельца регистрационного удостоверения лекарственного препарата, наименовании производителя лекарственного препарата, а также лекарственной форме, дозировке, количестве лекарственных форм во вторичной упаковке (с 1 февраля 2017 года);

- в реестр контрактов подлежит включению информация о гарантии качества товара, работы, услуги по контракту и сроке ее представления, о наступлении гарантийного случая, об исполнении обязательств по гарантии качества товара, работы, услуги (с 1 апреля 2017 года).

Как видно из содержательной части изменений, они не влияют непосредственно на сроки формирования и размещения отчетной информации о заключении и исполнении контракта. Но исходя из того, что появился больший объем информации, который подлежит отражению в ЕИС, должностным лицам заказчика (контрактным управляющим, работникам контрактной службы) потребуется больше времени на физическое заполнение названных форм с целью придания им признака публичности.