логотип Консультант Плюс Крым
Компания "КонсультантПлюс Крым" » Правовая поддержка » Новости законодательства » Какие сведения для центра занятости обязан передавать работодатель?

Какие сведения для центра занятости обязан передавать работодатель?

Работодателю нужно сообщать в центр занятости о том, что происходит с персоналом компании. Так государство регулирует занятость населения. Что интересует госорган, сказано в ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032–1 «О занятости населения в РФ» (далее — Закон № 1032–1). Если работодатель не направит сведения, директора и компанию могут оштрафовать по ст. 19.7 КоАП РФ.

Нарушения выявляет прокуратура во время тематических проверок, сделав запрос в службу занятости о поступлении к ним тех или иных сведений. Правила предоставления сведений в центр занятости по каждой группе свои.

 


 

Группа сведений

Комментарии

1

Режим неполного рабочего времени.

Если организационные или технологические изменения в компании влекут массовое увольнение работников, то работодатель может ввести режим неполного рабочего времени максимально на 6 месяцев (ч. 5 ст. 74 ТК РФ).

  • Нужно уведомить службу занятости о решении перехода на новый режим труда в течение 3 рабочих дней. При этом если неполное время стороны устанавливают по соглашению или просьбе работника, сообщать об этом в госорган не нужно (письмо Роструда от 17.05.2011 № 1329-6-1).

2

Простой.

  • Сообщить об объявлении простоя в центр занятости работодателю необходимо в течение 3 рабочих дней со дня издания приказа (п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032–1 «О занятости населения в РФ»).
  • Роструд считает, что направить письмо нужно только в случае приостановки всего производства (п. 6 письма от 19.03.2012 № 395-6-1). Но простой всей организации маловероятен. Поэтому безопасней уведомлять службу занятости независимо от масштаба простоя.

3

Рабочие места для инвалидов.

  • Квоты для трудоустройства инвалидов для компаний устанавливают субъекты РФ.

ü  если в организации трудятся 35–100 человек — квота не больше 3% численности работников;

ü  если более 100 человек — 2–4%.

Конкретный размер определяет субъект РФ (ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»).

  • Организации с квотами должны ежемесячно сообщать в службу занятости:

ü  о создании рабочих мест для инвалидов;

ü  о локальных актах, в которых говорится о рабочих местах для инвалидов (абз. 3 п. 3 ст. 25 Закона № 1032–1).

Не сообщите — получите предупреждение или штраф.

4

Вакантные должности.

  • Документы для центра занятости о вакантных рабочих местах нужно готовить ежемесячно (абз. 3 п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032–1 «О занятости населения в РФ»). Конкретные даты определяют субъекты.
  • Обязанность работодателя уведомить центр занятости о вакансиях, но не об их отсутствии, согласно ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032–1 «О занятости населения в РФ». Однако многие субъекты РФ требуют сообщать и о том, что свободных рабочих мест нет. Судебная практика неоднородна:

Пример 1: Волгоградский областной суд вынес предупреждение компании, которая не сообщила об отсутствии вакансий. Суд указал, что выполнение этой обязанности работодателем необходимо для анализа ситуации на рынке труда (постановление от 27.10.2014 по делу № 7а-986/2014).

Пример 2: Липецкий областной суд не поддержал прокурора, который считал, что компания таким образом нарушает право на защиту от безработицы неопределенного круга лиц (определение от 21.01.2015 по делу № 33–86/2015).

5

Ликвидация или сокращение.

  • Если работодатель решил сократить работников или закрыть компанию, то сообщить службе занятости нужно за 2 месяца (в случае массового увольнения — 3 месяца) до увольнения работников (п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Для ИП срок — 2 недели (п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032–1 «О занятости населения в РФ»).

6

Банкротство.

  • Информация о применении в отношении компании процедур банкротства направляется ежемесячно. Точные даты могут быть установлены в региональных актах. Сообщать нужно о каждой процедуре банкротства. Желательно сразу после введения процедуры. Такого требования в законе нет, но это защитит компанию от возможных претензий.
    • Передача сведений в трудовую инспекцию.

 

 

Если в центр занятости работодатели обязаны представлять документы без напоминания чиновников, то в ГИТ работодатель подает документы по требованию инспектора.

 

  • Если проигнорировать запрос или подать документы в ГИТ с опозданием (позже 10 дней с момента получения запроса), работодателя могут привлечь к административной ответственности. При этом штраф не освобождает компанию от обязанности представить документы.

 

  • Ответственность за непредставление документов или сведений наступает по ст. 19.4.1 КоАП РФ. Действия работодателя рассматриваются как воспрепятствование деятельности инспекторов и наказываются штрафом до 100 тыс. руб.

Работодатели пытаются переквалифицировать правонарушение на ст. 19.7 КоАП РФ из-за размера штрафа, но суды признают подобную ссылку несостоятельной и оставляют наказание без изменений (постановление Алтайского краевого суда от 17.05.2016 по делу № 4а-382/2016).

Если работодатели намеренно не представляют контролеру документы, зная про ошибки, то так они пытаются избежать штрафов по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, размер которых больше, чем по ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ (50 тыс. против 10 тыс. руб. на юрлицо).

 

  • Если инспектор не закончит проверку из-за сокрытия документов, компанию оштрафуют на 50 тыс. руб., а за повторное нарушение директора могут дисквалифицировать (части 2, 3 ст. 19.4.1 КоАП РФ).

 

  • Еще одна ошибочная тактика работодателей — оспорить штраф по ст. 19.4.1КоАП РФ на том основании, что его не согласовала прокуратура, поскольку такого согласования по закону не требуется. В отдельных случаях, которые указаны в абз. 4 ч. 7 ст. 360 ТК РФ, речь идет лишь об извещении прокуратуры (ч. 8 ст. 360 ТК РФ).

Например, работник обратился в ГИТ и заявил, что работодатель не платит ему зарплату. Такое обращение — повод для внеплановой проверки ГИТ, о которой нужно известить прокуратуру. Если инспектор сделает это, суд признает его действия законными (постановление Алтайского краевого суда от 23.06.2016 по делу № 4а-483/2016).

 

Если работодатели не пускают инспекторов ГИТ на территорию организации, то тогда инспекторы вернутся с сотрудником прокуратуры и проведут совместную проверку.